Распятие Господа нашего Иисуса Христа31.03.2022

Светлую Пасху, праздник торжества жизни, предваряют дни всеобщей скорби. Ибо победа над смертью была добыта ценой кровавых мук. Памятуя о том, все христиане носят на шее крест. Христос был не единственным, не первым и далеко не последним казнённым через распятие. Миллионы людей по всему миру приняли такую же страшную смерть. А множество верующих стремятся посетить на Святой Земле то место, где распяли Иисуса Христа.

Ныне Крест Христов почитается христианами как оружие победы над смертью, к нему обращены символические гимны, такие как акафист Животворящему Кресту, молитва Да воскреснет Бог и другие богослужебные тексты.

Страшная казнь

Если заглянуть в толковый словарь, мы встретим два значения слова «распятие»: изображение креста с распятым на нем Иисусом, главный символ последователей Его учения – христиан; и вид смертной казни, которая практиковалась в Риме, Греции, Карфагене, Финикии, а позднее – в Иудее. На кресте казнили задолго до прихода Христа и еще две тысячи лет после Распятия.

Крестная мука была не только самой страшной, но ещё и самой позорной казнью. Она пришла в Римскую Империю из Карфагена, а туда, в свою очередь, проникла из Финикии. Римляне никогда не казнили таким способом граждан – исключительно рабов. Впрочем, иногда в Риме делали исключение для самых злостных преступников. Перед казнью их, как правило, бичевали. Затем они должны были нести на место распятия поперечную часть креста.

Чтобы предотвратить смерть от болевого шока, приговорённым к казни подносили вино с опием. Но, как гласит Евангелие от Марка, Иисус подношение отверг, а потому мучился больше, чем другие.

Удар же копьем под ребро наносили не для того, чтобы добить, а уже посмертно, в качестве доказательства факта смерти.

Распятие. худ. Андреа Мантенья, 1459 г.Евангельское повествование о Распятии Христа

Каждый из евангелистов ведёт рассказ о последних днях и часах Спасителя на земле. В главном апостолы сходятся, хотя детали разнятся.

Так, во всех четырёх текстах написано, что, когда повели Иисуса на казнь, крест за Ним нёс некто Симон, встреченный по дороге и возвращавшийся, как упоминает Марк, с полевых работ. На Голгофе Его распяли, а рядом – двух преступников. Один хулил Его вместе с книжниками, фарисеями и другими зеваками. Они говорили: «Что же Бог тебя не спасает, если ты – Его сын? Докажи нам, сойди с креста!»

Солдаты же, что находились возле казнённых, делили облачение Иисуса. Через несколько часов Спаситель скончался.

Это факты, которые, в большей или меньшей степени, изложены во всех Евангелиях. Но каждый из учеников добавил свои подробности. Например, Лука упоминает, что Иисус, когда Его вели на казнь, обращался к женщинам, говоря: «Дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!» (Лк 23:28-29)

А Иоанн рассказывает о том, как Спаситель перепоручил его заботам Матерь свою: «При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе». (Ин 19:26-28)

Храм гроба Господня ИерусалимМесто и дата распятия

Спаситель принял смерть на холме, имеющем форму, схожую с черепом и называемом Голгофа. Евреи верили, что под холмом был похоронен праотец Адам. Там традиционно совершались все публичные казни. Место Распятия находится в исторической части современного Иерусалима и относится к комплексу Гроба Господня. Сюда ежегодно приходят сотни тысяч паломников.

Из двенадцати ближайших учеников Христа пятеро приняли такую же страшную смерть. Были распяты:
• братья Андрей и Петр (последний – вниз головой по собственному желанию);
• Филипп;
• Варфоломей;
• Фаддей.
И еще тысячи других христиан, не желавших отрекаться от своей веры, повторили этот путь.

Исторические доказательства

Распятие считается доказанным историческим фактом. В том, что Иисус погиб именно на кресте, нет сомнений, поскольку тому есть письменные свидетельства. Повествование содержится во всех Евангелиях, и истории совпадают даже в деталях.

Путь на Голгофу (Несение Креста), худ. Питер БрейгельРимский историк Корнелий Тацит, язычник, в своем труде «Анналы» упоминает об этом в связи с другими событиями: «И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время, это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев».(Анналы, 15:44)

В Вавилонском Талмуде II в., который был написан для того, чтобы обличить христианскую веру, также есть ссылка на Распятие: «Вечером накануне Пасхи они повесили Иешу (из Назарета). В течение сорока дней перед этим ходил перед ним вестник, возвещавший, что его, Иешу из Назарета, намерены побить камнями за то, что он занимался колдовством, обманывал и сводил Израиль с пути истинного. Пусть имеющий сказать нечто в его защиту выйдет наперед и защитит его. Но не было обнаружено ничего в его защиту, и накануне Пасхи его повесили». (Вавилонский «Синедрион).

Поскольку отсылки к казни Иисуса встречаются не только не в христианских, а даже в антихристианских сочинениях первых веков, Распятие Христа не вызывает никаких сомнений.

Археология

О том, что в царстве Иудейском действительно существовал такой способ казни, как распятие на кресте, свидетельствуют археологические раскопки. Так, в 1968 г. экспедиции удалось обнаружить близ Иерусалима тело человека, которого умертвили именно так. Предположительная дата смерти – 70 г. I в. н.э. Но самое главное – исследования показали, что многие детали казни совпадают с тем, что написано в Новом Завете.

Распятие Иисуса Христа иконаВ истории сохранились упоминания обо всех предметах, использовавшихся во время Распятия:
Крест Животворящий;
титло INRI – табличка, прибитая над головой Христа по приказу прокуратора, буквы означают «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Если бы не было этой таблички, Спасителя распяли бы на Т-образном кресте. Но поскольку требовалось место, поперечную планку пришлось опустить.
терновый венец, в насмешку надетый на голову;
колонна, где Его бичевали перед казнью;
розги (бич);
гвозди, вбитые в ноги и запястья Христа;
губка, которую поднесли Спасителю за миг до смерти, чтобы напоить уксусом;
копье Лонгина;
лестница, которую принесли, чтобы снять тело с креста;
клещи, которыми вынимали гвозди;
плащаница – погребальный саван;
сударь – ткань, которой закрыли лицо Иисуса после смерти.

Христос в терновом венцеНе все из этих орудий казни сохранились до наших дней. Некоторые были безвозвратно утеряны.

Креста Животворящего в том виде, в котором он когда-то существовал, давно уже нет. Некоторое время половина его хранилась в Храме Гроба Господня. Но потом, поскольку разорительные набеги на Иерусалим были слишком частыми, решено было разделить Крест на части и отправить в разные обители, где они и хранятся по сей день.

В XIII вв. после одного из Крестовых походов на Святую Землю в Европе появились некоторые реликвии, связанные с Распятием Христа (Терновый венец, гвозди, частицы копья и др.) Так сохранились и некоторые другие Орудия Страстей:
гвозди. Их, как считается, нашла мать императора Константина, Елена. Подлинных, которые использовали в день Распятия, существует всего три, так как один она оставила в Иерусалиме. Об этом писал историк Феодорит Кирский;
титло. Также было привезено в Рим царицей Еленой. Один из фрагментов замуровали в базилике Свт. Иерусалимского Креста. Там его обнаружили при реставрации в XV веке вместе с печатью Луция II, подтверждающей подлинность;

Терновый венец Спасителятерновый венец. Изначально хранился в Иерусалиме, сейчас является главной реликвией Собора Парижской Богоматери. Сохранились свидетельства относительно недавние, времен Французской Революции, когда верующие спасали реликвию от уничтожения и разделили ее на три части;
колонна бичевания. Целиком не сохранилась, но остались ее фрагменты, они хранятся в Иерусалиме, Риме и Стамбуле;
сударь – плат, которым накрыли лицо Иисуса после смерти;
плащаница – погребальный саван Иисуса из шелковой ткани. Самая спорная реликвия в христианском мире. Судмедэксперты утверждают, что она подлинна, поскольку на ней нет следов разложения тела. Кроме того, она осталась целой, хотя Иисус был сильно изранен, и ткань должна была присохнуть к коже. Но, благодаря Воскресению, этого не произошло.

Икона Распятие Иисуса ХристаСюжет и значение иконы распятия Иисуса Христа
Фон иконы «Распятие Иисуса Христа» является часто темным. Некоторые могут связывать эту деталь с символическим отображением мрачности данного события, однако, в действительности тут запечатлеваются подлинные события. Ведь, согласно свидетельствам, когда Христа распяли, дневной свет действительно померк – таково было знамение и именно этот факт и отражается на изображении.

Также фон может быть и диаметрально противоположным, торжественным – золотым. Хотя распятие и является печальным фактом (даже присутствующие помимо Христа на изображении люди, чаще всего изображаются с жестами скорби и скорбящими лицами) именно этот искупительный подвиг дает надежду всему человечеству. Поэтому также данное событие в конечном итоге является радостным, особенно для верующих.

Икона Распятие Господа Иисуса ХристаКаноническая икона распятие Христа, как правило, включает в себя множество дополнительных фигур помимо главной. Особенно характерным является использование дополнительных персонажей и деталей для произведений, созданных до периода иконоборчества. Изображаются:
Божья матерь – чаще всего по правую сторону от Спасителя;
Иоанн Богослов – один из 12 апостолов и 4 евангелистов, с другой стороны от креста; два распятых рядом разбойника с каждой стороны, Рах, который уверовал прямо на распятии, стал первым человеком спасенным Христом и вознесшимся в рай; трое римских воинов – располагаются спереди снизу как бы под крестом. По левую сторону от Спасителя, возле Иоанна Богослова, пишется воин. Это сотник Лонгин. Тот самый, который стоял на страже возле Креста, и тот самый, который, увидев жуткое содрогание природы после последнего издыхания Христа, в ужасе воскликнул: «воистину, Он был Сын Божий» (Мф. 27:54). По преданию, капля крови из прободенного ребра Христа упала на его больные глаза, и он исцелился. Впоследствии Лонгин стал бесстрашным проповедником веры, чем вызывал раздражение у иудейских начальников. По их навету, он был казнен. Он причислен Церковью к лику святых. Поэтому на иконах он изображается с нимбом. Впрочем, на некоторых образах можно встретить и двух воинов: одного с копьем, а другого с тростью и губкой.

Фигуры разбойников и воинов часто изображаются меньше других по размеру. Этим подчеркивается иерархия присутствующих персонажей, определяется, кто из них имеет большую значимость.

Также разница размеров в какой-то степени задает своеобразную динамику повествования. Ведь с давних времен икона, в том числе и распятие Господне являлась не просто изображением какого-то события, но и символом веры, кратким изложением основных деталей учения.

Икона Распятие ХристаНа верхней части иконы «Распятие Иисуса Христа» по бокам располагаются две скалы. Они чем-то могут быть похожими на скалы, которые видны на многих иконах Крещение Господне, где символически указывают на духовное движение, подъем, но тут скалы выполняют другую функцию. Речь идет о знамении в период гибели Христа – землетрясении, которое проявилось именно тогда, когда Спаситель был распят.

Обратим внимание на верхнюю часть, где располагаются ангелы с распростертыми руками. Они выражают скорбь, но также присутствие небесных сил подчеркивает собой значимость данного события и переводит распятие Христа из простого земного дела, до феномена более высокого порядка.

Продолжая тему значимости события распятия следует отметить икону, где остались только крест и основные детали. На более простых изображениях отсутствуют второстепенные персонажи, там, как правило, остаются только Иоанн Богослов и дева Мария. Цвет фона является золотым, который подчеркивает торжественность события.

Ведь речь идет не о каком-то распятом человеке, но о воле Господа, которая в итоге свершилась в акте распятия. Таким образом истина, которую утвердил Всевышний, воплощается на земле.

Отсюда и торжественность события, и торжественность иконы распятие Иисуса Христа, которая также ведет и к последующей радости – Воскресению Христа, за которым открывается возможность обрести Царствие Небесное и для каждого верующего.

С чем обращаются к иконе «Распятие Христа»

К этой иконе с молитвами чаще всего обращаются люди, которые ощущают собственные грехи. Если вы осознали в чем-то собственную повинность и хотите раскаяться, то молитва перед этим образом может не только помочь, но и наставит на путь истинный, укрепит в вере.

Икона Воскресение ХристовоСвятое Распятие – символ победы над смертью
Почему же всё-таки Крест – Животворящий? Ведь на нём мучился и погиб Спаситель. А называется он так потому, что смерть оказалась бессильна забрать Его. И после Распятия Он Воскрес, тем самым наделив и орудие казни чудотворной силой.

На Кресте пострадал наш Спаситель, и произошла искупительная смерть, которая разрушила преграды и соединила всех людей, даже самых распоследних грешников с Богом. Так стал понятен смысл последнего слова, сказанного Иисусом при кончине: «Свершилось!» По сути Крест Христов явился мостом, переброшенным через бездну, отделявшую нас от Бога.

Традиционный символ Русской Православной Церкви – восьмиконечный крест. Его можно увидеть и на куполах, и над алтарем, и на канунах. Спаситель изображен живым, руки прибиты к средней перекладине. Верхняя, маленькая – это титло с той самой надписью. Нижняя перекладина – символ весов добра и зла. Так, один разбойник на кресте проявил великодушие, и добро в его душе перевесило. Второй, напротив, ругал Иисуса, и в его душе победило зло.

Распятие как вид казни, а тем более, как крестная мука, выпавшая на долю Спасителя, вызывает ужас. Тем не менее, это не история о смерти, это история – о великой Искупительной Жертве, о возрождении к новой жизни. И в первую очередь, это история о надежде.

Молитва ко Господу Иисусу распятому

Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живаго, Творче неба и земли, Спасителю мира, се аз, недостойный и паче всех грешнейший, смиренно колена сердца моего пред славою величества Твоего преклонив, воспеваю крест и страдания Твоя, и благодарение Тебе, Царю всех и Богу, приношу, яко благоизволил еси вся труды и всякия беды, напасти и мучения, яко человек, понести, да всем нам во всяких печалях, нуждах и озлоблениих состраждущий Помощник и Спаситель будеши. Вем, всесильне Владыко, яко вся сия Тебе убо не быша потребна, но человеческаго ради спасения, да всех нас искупиши от лютыя работы вражия, Крест и страдания претерпел еси. Что убо воздам Тебе, человеколюбче, о всех, яже пострадал еси мене ради грешнаго; не вем, душа бо и тело, и вся благая от Тебе суть, и вся моя Твоя суть, и аз Твой есмь. Точию на безчисленное Твое, благоутробне Господи, милосердие надеяся, пою Твое неизреченное долготерпение, величаю неисповедимое истощание, славлю Твою безмерную милость, покланяюся пречистым Страстем Твоим и, вселюбезно лобызая язвы Твоя, вопию: помилуй мя грешнаго, и сотвори, да не безплоден будет во мне Крест Твой святый, да причащаяся зде с верою страданиям Твоим, сподоблюся видети и славу Царствия Твоего на небеси! Аминь.

Молитва Кресту Господню

Спаси, Господи, люди Твоя,и благослови достояние Твое,победы православным христианом насопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Тропарь Господу Иисусу Христу распятому
Глас 1-й Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим  жительство.

Величание Господу Иисусу Христу распятому
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

По материалам Православной онлайн-энциклопедии (https://pravoslavie.wiki), Православного портала «Азбука веры» (https://azbyka.ru)


Поделитесь:

Крест


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.