19.03.2023
Середина поста — Крестопоклонная неделя Великого поста
«Крестным ветрилом окрылившихся, корабль се спасительный поста преполовивши…» — так говорится в Каноне, который Церковь воспевает в этот день. Это значит что мы, окрылённые парусом креста, миновали середину трудного, но спасительного пути Великого поста.
«Неделей» церковный Устав называет воскресный день, в данном случае – 3-е воскресенье Великого Поста. В 2023 году это 19 марта. Накануне, в субботу вечером, на богослужении в храм торжественно выносится Крест для поклонения. Приложиться к нему можно будет в течение всей Крестопоклонной седмицы до пятницы.
История праздника
Полагают, что она начинается с 326 г., когда мать равноапостольного императора Константина, Елена, нашла во Иерусалиме Древо, на котором распяли Спасителя. Обретенная святыня была доставлена к Константинополю, частицы её – разошлись по разным христианским общинам тогдашнего мира.
С момента обретения, когда Патриарх Иерусалимский поднял крест над массой собравшихся христиан, благословляя народ, возникла традиция особого поклонения как самому Кресту Христову, так и копиям Распятия, которые находятся в каждом храме.
При этом первое известное празднование – 27 сентября, его обретение, второе же – приходилось на Великий Пост: отмечался день, когда Древо, захваченное персами с 614 г., было возвращено христианам после побед над ними императора Ираклия. 21 марта 630 г. он привез святыню в столицу. Было это во время Великого Поста.
С тех пор было установлено поклонение Древу. Однако, так как чаще всего праздник приходился на будние дни строжайшего воздержания, а содержание празднования было всё же радостным (обретение утраченной святыни), его стали отмечать воскресным днём.
Значение Крестопоклонной недели
В Византии, помимо воспоминания о возвращении Древа, третье воскресенье Поста также было днём, когда с поклонения Распятию начиналась подготовка оглашенных ко Крещению. Само Таинство совершалось на Пасху.
Ныне такой практики нет, так что праздник считается, прежде всего духовным укреплением христиан во время постного делания; тем, кто начинает изнемогать от воздержания, многих молитв, длинных служб, даётся поддержка свыше, а ещё – пример Распятого Господа, вынесшего скорби куда более суровые; кроме того, Древо – напоминание о будущем Воскресении, о приближении Пасхи, когда смерть была побеждена.
Обычно это два типа изображения поклонения Кресту: большое, храмовое, хорошо известное постоянным прихожанам; такое Распятие вырезано из дерева, зачастую на нём присутствуют не только Господь Распятый, но также предстоящие Ему Богородица и св. Иоанн Богослов, иногда встречаются также иконы с такими изображениями.
По крайней мере с XI века известны также другие образы поклонения; здесь пишется само Древо, но без Распятого Спасителя, ему предстоят Ангелы.
Особенности богослужения
Они связаны с содержанием этого праздника: накануне, вечером субботы во время всенощного бдения, на средину церкви выносится Крест; он обильно украшен цветами; древо полагается на аналой, оно будет доступно для поклонения все следующие дни до утра пятницы, когда пред началом литургии Преждеосвященных Даров его унесут в алтарь.
Сам вынос креста из алтаря происходит в самом конце всенощного бдения, когда хор поёт Великое Славословие. Оно завершается пением так называемого «Трисвятого» («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас…»). При начале этого пения священник выносит крест из алтаря, держа его «на главе», затем обходит с ним храм по кругу.
Затем, когда крест уже лежит на аналое посреди церкви, все молящиеся крестятся и совершают три земных поклона, тогда как хор поет: «Кресту́ Твоему́ покланя́емся, Влады́ко, и свято́е Воскресе́ние Твое́ сла́вим».
Евангелие, которое читается накануне воскресного дня, посвящено не Воскресению Христову, а Богородице; к Ней же обращены песнопения, исполняемые по чтении – вместо великопостного «Покаяния отверзи ми двери…»; помазание елеем, к которому привыкли подходить воцерковленные христиане сразу после Евангелия, теперь будет совершено после выноса Креста и поклонения ему; Евангельское чтение литургии воскресенья (от Марка) говорит о несении верующим житейских скорбей, его следовании за Господом; начиная с воскресного дня, на седмице совершается четыре поклонения Распятию с земными поклонами, молитвами; первое происходит в сам воскресный день, второе, третье – в понедельник и среду, после чтения службы Первого часа, четвертое же, последнее, в пятницу – после чтения всех Часов, до начала литургии; за всеми богослужениями начиная с воскресного дня поются особые песнопения о Распятии Спасителя.
Что нужно делать верующему в этот период
Обычно православные стараются посетить всенощную и литургию дня; по возможности исповедаться и причаститься; в течение седмицы посетить постную службу или просто выбрать время, чтобы ещё раз зайти в церковь, хотя бы ненадолго, дабы поклониться Распятию; некоторые включают Канон Кресту или Акафист Страстям Христовым в домашнее молитвенное правило этого дня.
Народные традиции
Русские крестьяне обычно пекли к этому дню кресты из постного пресного теста – каждому из членов семьи доставалось по одному.
Не обходилось без суеверий: одно из таких «печений» было «счастливым», туда запекали перышко (чтобы куры лучше неслись), волос («чтобы голове легче было») или зерно (на урожай). Иногда кресты хранили до самого посева, а потом помещали вместе с семенами, в сеялке. Кроме того, пекли также пироги в виде орудий труда земледельца – сохи, бороны, косы.
Кроме того, воскресным днём малые дети ходили по домам, поздравляя родных, знакомых с «преполовением» поста краткими песенками, чем-то схожими с колядками. Тогда хозяева угощали ребят теми же сделанными из теста крестами.
Ввиду того, что среда седмицы – это ровно середина поста, день этот считался особенным, когда «говение ломается» надвое – якобы треск от этого можно было накануне услышать в переднем углу дома.
Особенности поста в этот период: существуют ли они?
Хотя речь идет о поклонении Кресту, воспоминании о Распятии, особой строгости поста на этот день нет. К тому же Церковь не благословляет строгий пост по воскресным дням. Поэтому можно вкушать пищу с растительным маслом.
Русские крестьяне считали седмицу, следующую за Неделей Крестопоклонной, временем особенно строгого воздержания. Однако, Устав усиления его не предусматривает, замечая, впрочем, что во все дни седмицы отнюдь не благословляется вкушать по будним дням ни вино, ни елей. Однако, это обычный устав пощения. Видимо, замечание вызвано тем, что с древности некоторые христиане давали себе некоторые послабления последующие дни недели, так как открывающий её воскресный день был праздником возвращения святыни.
Святые отцы и современные проповедники о значении Крестопоклонной недели.
О Кресте как знамении помощи Божией — прп. Иоанн Дамаскин:
«Древо жизни, насажденное Богом в раю, предызобразило этот Честной Крест. Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение».
Прав. Иоанн Кронштадтский, обращаясь к своим современникам, писал, что праздник имеет целью пробудить души, погрязшие во грехе, открыть человек духовные очи. Тем паче его слова приложимы к нам: «Человек с непотемненными сердечными очами, видя такую бесконечную любовь великого, всемогущего Бога к грешному человеку, не может не плакать от чувства беспредельной любви Божьей и льет слезы любви и благодарности, не имея что принести больше своих слез Тому, Кому дороги наши слезы любви. Но чем же большая часть из нас отзывается на такую любовь Божью? Бесчувственностью, готовностью второй раз распинать Сына Божия всеми возможными пороками, угодливостью своей грешной плоти самою усиленною, так что большая часть из нас, как бы забыв о страданиях крестных Господа Иисуса Христа, живет вовсе не для неба и не для души своей, а для земли и для тела своего, и едва-едва, по установлению церкви, соглашается отказывать своей плоти в лишней пище и питье только несколько дней…».
О Распятии как любви — митр. Антоний Сурожский:
«Мы не будем никогда способны опытно узнать, что значило для Христа умереть на кресте, и даже наша собственная смерть не поможет нам понять, чем была смерть для Него: как Бессмертие может умереть? Но мы можем научиться, смелым и беззаветным усилием приобщаясь все более глубоко, все более совершенно, жизни, и учению, и путям Христовым, можем научиться любить такой любовью, которая всё больше и больше приближается к этой любви Божественной, и через неё познать то свойство, которым смерть – как забвение себя, всецелое и совершенное – соединяется с победой любви, воскресением и жизнью вечной».
Так Крест укрепляет нас, поддерживая во время духовного делания, давая силы идти дальше. Впереди умилительная служба с Акафистом Богородице, долгое «Мариино стояние», наконец, Страстная Седмица, когда каждый по мере сил постарается пройти со Христом Его страдальческий путь, чтобы достичь Воскресения.
Светлое Христово Воскресение в 2023 году православные верующие отметят 16 апреля.
По материалам Православной онлайн-энциклопедии (https://pravoslavie.wiki)