Текст молитвы «Отче наш» следует знать и читать каждому православному верующему. Согласно Евангелию, Господь Иисус Христос дал её своим ученикам в ответ на просьбу научить их молитве.
Молитва Отче наш
О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́, и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго. Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь.
***
Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; Хлеб наш насущный дай нам на сей день; И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь. (Мф., 6:9-13)
***
После прочтения молитвы её следует завершить крестным знамение и поклоном. Отче наш произносится верующими, например, дома перед иконой, или в храме во время службы.
Толкование молитвы Отче наш святителя Иоанна Златоуста
Отче наш, Иже еси на Небесех! Смотри, каким образом Он тотчас ободрил слушателя и в самом начале вспомнил о всех благодеяниях Божиих! В самом деле, тот, кто называет Бога Отцом, одним этим наименованием исповедует уже и прощение грехов, и освобождение от наказания, и оправдание, и освящение, и искупление, и сыноположение, и наследие, и братство со Единородным, и дарование духа, так как не получивший всех этих благ не может назвать Бога Отцом. Итак, Христос двояким образом воодушевляет Своих слушателей: и достоинством называемого, и величием благодеяний, которые они получили.
Когда же говорит на Небесех, то этим словом не заключает Бога на небе, но отвлекает молящегося от земли и поставляет его в превыспренних странах и в горних жилищах.
Далее, этими словами Он научает нас и молиться за всех братьев. Он не говорит: «Отче мой, Иже еси на Небесех», но — Отче наш, и тем самым повелевает возносить молитвы за весь род человеческий и никогда не иметь в виду собственных выгод, но всегда стараться о выгодах ближнего. А таким образом и вражду уничтожает, и гордость низлагает, и зависть истребляет, и вводит любовь — мать всего доброго; уничтожает неравенство дел человеческих и показывает полное равночестие между царем и бедным, так как в делах высочайших и необходимейших мы все имеем равное участие.
Конечно, и наименование Бога Отцом заключает в себе достаточное учение о всякой добродетели: кто Бога назвал Отцом, и Отцом общим, тот необходимо должен так жить, чтобы не оказаться недостойным этого благородства и показывать ревность, равную дару. Однако Спаситель этим наименованием не удовлетворился, но присовокупил и другие изречения.
Да святится имя Твое, говорит Он. Да святится значит да прославится. Бог имеет собственную славу, исполненную всякого величия и никогда не изменяемую. Но Спаситель повелевает молящемуся просить, чтобы Бог славился и нашею жизнью. Об этом Он и прежде сказал: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:16). Сподоби нас, — как бы так учит нас молиться Спаситель, — так чисто жить, чтобы чрез нас все Тебя славили. Пред всеми являть жизнь неукоризненную, чтобы каждый из видящих ее возносил хвалу Владыке — это есть признак совершенной мудрости.
Да приидет Царствие Твое. И эти слова приличны доброму сыну, который не привязывается к видимому и не почитает настоящих благ чем-либо великим, но стремится к Отцу и желает будущих благ. Такая молитва происходит от доброй совести и души, свободной от всего земного.
Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Видишь ли прекрасную связь? Он прежде повелел желать будущего и стремиться к своему отечеству, но доколе этого не будет, живущие здесь должны стараться вести такую жизнь, какая свойственна небожителям.
Итак, смысл слов Спасителя таков: как на небе совершается все беспрепятственно и не бывает того, чтобы Ангелы в одном повиновались, а в другом не повиновались, но во всем повинуются и покоряются – так и нас, людей, сподоби не в половину творить волю Твою, но все исполнять, как Тебе угодно.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Что такое хлеб насущный? Повседневный. Так как Христос сказал: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли, а беседовал Он с людьми, облеченными плотью, которые подлежат необходимым законам природы и не могут иметь ангельского бесстрастия то, хотя и повелевает нам так исполнять заповеди, как и Ангелы исполняют их, однако снисходит к немощи природы и как бы так говорит: «Я требую от вас равноангельной строгости жизни, впрочем не требуя бесстрастия, поскольку того не допускает природа ваша, которая имеет необходимую нужду в пище».
Смотри, однако, как и в телесном много духовного! Спаситель повелел молиться не о богатстве, не об удовольствиях, не о многоценных одеждах, не о другом чем-либо подобном – но только о хлебе, и притом о хлебе повседневном, так чтобы нам не заботиться о завтрашнем, почему и присовокупил: хлеб насущный, то есть повседневный. Даже и этим словом не удовлетворился, но присовокупил вслед затем и другое: даждь нам днесь, чтобы нам не сокрушать себя заботой о наступающем дне. В самом деле, если ты не знаешь, увидишь ли завтрашний день, то для чего беспокоишь себя заботой о нем?
Далее, так как случается грешить и после купели возрождения (то есть Таинства Крещения. — Сост.), то Спаситель, желая и в этом случае показать Свое великое человеколюбие, повелевает нам приступать к человеколюбивому Богу с молением об оставлении грехов наших и так говорить: И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим.
Видишь ли бездну милосердия Божия? После отъятия стольких зол и после неизреченно великого дара оправдания Он опять согрешающих удостоивает прощения.
Напоминанием о грехах Он внушает нам смирение; повелением отпускать другим уничтожает в нас злопамятство, а обещанием за это и нам прощения утверждает в нас благие надежды и научает нас размышлять о неизреченном человеколюбии Божием.
И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Здесь Спаситель явно показывает наше ничтожество и низлагает гордость, научая нас не отказываться от подвигов и произвольно не спешить к ним; таким образом и для нас победа будет блистательнее, и для диавола поражение чувствительнее. Как скоро мы вовлечены в борьбу, то должны стоять мужественно; а если нет вызова к ней, то должны спокойно ожидать времени подвигов, чтобы показать себя и нетщеславными, и мужественными. Лукавым же здесь называет Христос диавола, повелевая нам вести против него непримиримую брань и показывая, что он таков не по природе. Зло зависит не от природы, но от свободы. А что преимущественно диавол называется лукавым, то это по чрезвычайному множеству зла, в нем находящегося, и потому, что он, не будучи ничем обижен от нас, ведет против нас непримиримую брань. Поэтому Спаситель и не сказал: «избави нас от лукавых», но — от лукаваго,— и тем самым научает нас никогда не гневаться на ближних за те оскорбления, какие мы иногда терпим от них, но всю вражду свою обращать против диавола как виновника всех зол. Напоминанием о враге сделав нас более осторожными и пресекши всякую беспечность нашу, Он воодушевляет нас далее, представляя нам того Царя, под властью Которого мы воинствуем, и показывая что Он могущественнее всех: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь, – говорит Спаситель. Итак, если Его Царство, то не должно никого бояться, так как никто Ему не сопротивляется и никто не разделяет с Ним власти.
Толкование молитвы Отче наш дано в сокращениях. «Толкование на святого Матфея евангелиста Творения» Т. 7. Кн. 1. СП6., 1901. Репринт: М., 1993. С. 221-226
Читайте также:
Господи, помилуй меня, прости меня за все грехи. Помоги, спаси и сохрани р.б. Анна, избавь меня от болезней, от болей, от воспалений. Даруй здоровье, силы, пожалуйста. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Господи, даруй р.Б.Сергею полностью оправдательный приговор. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Господи ! Прости меня, твою рабу Божью , Светлану. Дай мне сил. Помоги вылечиться от тяжелой болезни. Хочу пожить и помочь детям и внукам. Во имя Отца, Сына, Святого Духа! Аминь!
Господи, спаси и сохрани меня! Помоги мне , чтоб завтра прошла операция нормально и удачно! Моли Господа простить меня за все грехи. Даруй здоровье, силы. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Господи, спаси и сохрани мою мамочку рабу божью Алевтину! Помоги ей преодолеть болезнь! Яви чудо исцеления! На тебя уповаю! Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Господи, спаси и сохрани моего сына раба божьего Симеона! Помоги ему преодолеть Covid19, тяжелую пневмонию! Яви чудо исцеления! На тебя уповаю! Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Господи помоги мне сегодня в суде, пожалуйста! Господи прости меня за все грехи. Даруй здоровье, силы, уверенности, мужества. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Господи, помоги сегодня 16.03.2022г. р.Б. Сергею грешному и унылому в апелляционном суде. Господи, пусть судьи апелляционного суда услышат р.Б. Сергея и отменят решение Воркутинского городского суда от 15.11.2021г. Господи, умоляю тебя даруй р.Б. Сергею свободу. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Господи, прошу тебя увидеть деяния людей, которыми двигала месть Жаннету, Олега, Константина, Вячеслава, Айрата, Максима, Константина и справедливо рассуди. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Господи, спаси и сохрани меня сегодня на заседании в суде. Даруй уверенность, стойкости, ума, внимания, силы мне. Помоги Ольге отстоять права ребенка моего на заседании. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Господи прости нас за все. Спаси и сохрани мою семью, укрепи и защити нашу семью от проблем насущных, от разлуки. Помоги мужу моему Евгению в делах судебных, спорах быть стойким, сильным и отстоять свое имя. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Господи помилуй, Господи помилуй и освободи. Дай мне сил, уверенности, здоровья выдержать данные мне испытания. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Господи спаси мою семью в здравии, спаси от войны. Помоги рабе божьей Елене в торговле расплатиться с долгами и кредитами.
Господи, умоляю даруй р.Б.Сергею мобилизованного на Украину скорейшего возвращения домой живым, здоровым. Защити р.Б.Сергея. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Господи спаси мою семью и меня в здравии. Помоги моим сыновьям Сергею и Артемию сдать экзамены и поступить в другой класс. Господи прости мне все мои согрешения. Господи спаси нас!
Господи, спаси, сохрани, помилуй р.Б.Сергея мобилизованного на Украину. Даруй р.Б.Сергею жизнь, здоровье. Даруй детям р.Б.Максиму и р.Б.Дмитрию отца р.Б.Сергея. Даруй жене р.Б.Елене мужа р.Б.Сергея. Мы все очень ждём скорейшего возвращения домой р.Б.Сергея живым, здоровым. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Господи помоги пожалуйста, прости меня за все грехи мои, не наказывай моих детей за мои грехи. Прошу тебя вылечи моего сына Давида от всех его недугов, умоляю, пожалуйста. Пусть все анализы будут в пределах нормы, пусть результаты МРТ и ЭЭГ будут в порядке и там не найдётся ничего неизлечимого и страшного. Господи прошу пожалуйста услышь меня, обещавший услышать во истину тебя призывающих, Господи помоги мне пройти этот нелёгкий период в жизни нашей, помоги донести этот крест. Спасибо за все что ты делаешь и сделал для моей семьи. Во имя Отца и Сына и Святого Духа, Аминь.
Господи, прости мне р.б. Ирине все мои прегрешения вольные и невольные, помоги р.б. Ирине и р.б. Артемию, пусть у нас с сыночком все будет хорошо, пусть у нас будет радость, достаток, счастье. Помоги р.б. Ирине хорошо зарабатывать. Аминь
Господи прости меня за все грехи. Помоги мне р.б.Анне, вылечи меня от всех недугов, даруй мне исцеление. Господи спаси и сохрани меня. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.