«Пресвятая Богородица, спаси нас». Что это значит? Ведь спасает Бог, и поклоняться нужно только Богу. Почему же говорят, что нужно поклоняться мощам святого?

1409771896_img Отвечает доктор богословия, профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов.

Любой святой, в том числе и сама пресвятая Дева, являются только молитвенниками за нас. Есть небольшое но, которое иногда не учитывают. У апостола Павла есть замечательные слова: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе» (Послание к Коринфянам. гл. 15, ст. 41). Так вот и здесь православное вероучение, вообще, христианское, я бы сказал, единодушно говорит о том, что Божья Матерь является самой Великой святой. Следовательно, ее молитвы являются наиболее действенными. Наиболее, если хотите, помогающими нам. И вот, учитывая то, что её молитвы являются таковыми, часто и прилагаются в молитвах к ней такие слова: «Пресвятая Богородица, спаси нас». Речь идет совсем не о том, что она сама может спасать, а речь идет об особой силе её молитвы. И в этом смысле мы говорим: «Спаси нас».

Кстати, такие обращения можно иногда найти даже в отношении некоторых святых, иногда в акафистах. Так что, это обращение носит не вероучительный характер, а является ничем иным, как способом нашего выражения того понимания силы молитв, которые происходят от Божьей Матери или от какого-то святого. Только и всего.

Теперь о поклонении мощам. Речь идет здесь вот о чем. Нужно разделять две вещи, которые на греческом языке четко выражены двумя понятиями. Есть такое греческое слово «латрия» — служение или поклонение. И есть «проскинесис», который тоже переводится таким же образом. Но когда мы говорим о «латрии», то мы говорим о богопоклонении. Когда же мы говорим о мощах, об иконах, то — «проскинисис». То есть это некое уже служебное поклонение. Не поклонение Богу, не такое, как Богу, а поклонение в том смысле, что мы склоняемся перед величием, перед святостью этого человека. Ничего удивительного нет. Например, в древности, когда падали ниц перед государями, перед вельможами, перед какими-то людьми, власть имущими и т.д. Тоже поклонение, но не божеское. Так вот. Есть «божеское поклонение» (я уж таким словом выражусь), т.е. у греков «латрия». А есть поклонение перед кем-то или чем-то значимым в нашей, если хотите, человеческой жизни, в нашей человеческой атмосфере. Только и всего.

Поэтому мощам мы не поклоняемся, как самим по себе. В данном случае мы поклоняемся тому святому, преклоняемся перед святостью того человека, мощи которого сейчас перед нами. Также как, кстати, и иконы. Любая икона может стать чудотворной, ибо её чудотворность обусловлена не тем, что это именно эта икона, не ее какой-то особой силой, а обусловлено силой веры и искренности обращения человека перед этой иконой, например, к Богоматери, к Спасителю, или к кому-то из святых. Поэтому, если хотите, в принципе, любая икона может оказаться чудотворной. Вот какова ситуация.

Обратите внимание, к чудотворным иконам подходят множество людей, к мощам подходят множество людей, а многие исцеляются? Нет. Единицы. Потому что дело, оказывается, не в действии самой по себе иконы или мощей, а в силе веры, искренности и молитвы того человека, кто подходит к этой иконе, и, причем, я говорю — «силы веры». Очень важно при этом отметить следующее… Чрезвычайно важно. Многие идут и прикладываются к мощам, к иконам с чем: «Господи исцели меня от печенки, или от селезенки». Или чтобы «мой муж не гулял или мой брат не пил» и т.д. То есть чисто с земными вещами подходят, и потому редко, редко когда они получают какой-то положительный ответ. Забывая о том, что когда мы подходим к святыне, то мы должны о чем молиться? Мы должны молиться: «Господи, да будет твоя воля. Ты знаешь, Господи, что мне нужно, что я хочу, какова моя просьба, но да будет, Господи, твоя воля! И через этого угодника Божия (если мы к мощам каким-то подходим) окажи свою милость настолько, на сколько ты, Господи, хочешь, а не я. Твоя воля да будет, а не моя»!

Вот только когда смирение в молитве присутствует, когда Господь видит искренность стремления человека, готового принять любой вариант, тогда происходит чудо. А когда я иду и говорю: «Господи, вот это дай мне и больше мне ничего на свете не надо», как правило, человек не получает просимого. Это очень важно. // А.И. Осипов


ТК «Союз»
Фото А.И. Осипова: www.mpda.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

573 сообщений к “Почему говорят, что нужно поклоняться мощам? Ведь спасает Бог.

  1. Святая Матушка Матронушка! Миленькая, помоги мне найти выход. Помоги мне разрешить вопрос на работе, помоги найти выход Вразуми сына моего, молю тебя. Пусть он не наделает более ошибок. Умоляю тебя миленькая помоги мне. Ты просительница перед Господом нашим Иисусом Христом. Умоляю, не оставь меня и мою семью в своих молитвах! Во Имя Отца и Сына и Святого Духа, Аминь!

  2. Матушка Матрона, спасибо. Помолись за нас Господу. Прошу тебя. Прости меня. Научи как правильно поступать. Прошу милости твоей. Помолись за меня и моих близких. За то чтоб была любовь и мир, и удача, и здоровье в нашей семье. Пожалуйста, матушка. Спасибо за все что делаешь для меня.

  3. Святая Матушка МАтронушка! Молю тебя помоги мне. Направь на путь истинный. Покажи пути праведные. Помоги найти пути выхода. Помоги нам. Помолись за сына нашего. Вразуми его. Умоляю тебя, помолись за него Господу нашему Иисусу Христу.Помоги миленькая. Помоги мне по работе, помоги! Во Имя Отца и Сына и Святого Духа, Аминь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.